Творческий или прикладной проект начинается с обзора существующих конструкций, продолжается конструкторским и технологическим проектированием и заканчивается экономической эффективностью спроектированного продукта. Проект - лучший способ раскрыть свои творческие способности через знания, умения и навыки, полученные на уроках физики, химии, биологии и конечно же технологии. Грамотное оформление пояснительной записки дает возможность получить максимальный результат на защите проекта. В пояснительную записку входят:
Пояснительная записка выполняется на листах формата А4.
Размеры полей и шрифт текста для каждой части записки определяется каждой образовательной организацией отдельно. Титульный лист считается первым листом. Он не номеруется. В верхней части листа записывается полное название образовательного учреждения либо другой организации, проводящей проверку и оценку проектной деятельности. Посередине листа пишется Творческий проект без кавычек. Ниже - название работы заглавными буквами.
Название должно обладать следующими свойствами:
-
достоверностью;
-
точностью:
-
краткостью;
-
нестандартностью.
Кроме того, название долно интриговать читателя, заставить его без принуждения прочитать результаты Вашей деятельности.
Ниже справа указывается автор (авторы) работы, ниже руководитель проекта. В самом низу по центру располагается название населенного пункта и год защиты работы через запятую.
На следующей странице находится оглавление. В нем записываются названия разделов и глав, а также указываются номера страниц начала этих структурных элементов работы.
С третьей страницы начинается Введение. В него входят: вступление, объект проектирования, предмет проектирования, актуальность, проблема, цели и задачи, основные этапы проекта, теоретическая и практическая значимость проекта. Завершает Введение характеристика основных источников полученной информации.
Вступление дает краткое описание работы над проектом. Его задача заострить внимание на объекте проектирования, и побудить заинтересованных лиц дочитать Вашу работу до конца.
Обьект проетирования - это технический объект, взятый обучающимися для изучения, разработки и конструирования. Чтобы правильно выбрать объект проектирования поставьте вопрос: "Что будет создано?"
Предмет проектирования представляет собой конечный продукт, выбранный для реализации в ходе анализа существующих конструкций объекта проектирования.
Обоснование актуальности проекта необходимо для доказательства значимости, современности и востребованности продукта.
В основе каждой проблемы проекта лежит противоречие, где сам предмет отождествляется с вопросом, имея прямое отношение к результатам, которые удается получить во время практических занятий и изучения теоретических данных.
Формулировка проблемы зависит от путей формирования проблемы.
1. В случае выбора проблемного вопроса задаются вопросы типа: Каковы …?, Какие …?, Как …?, В какой мере ...?.
2. Если выбрана проблемная задача, то формулировка проблемы начинается с фраз:
3. Проблемная ситуация формируется с помощью следующих речевых клише:
- Проблема видится в отсутствии системного подхода к …
- Проблема заключается в нерешённости вопроса …
- Проблема видится в отсутствии взаимосвязи …
Цель – это сформулированный в общем виде желаемый результат, который будет получен в ходе Вашего проекта. Формулировка цели начинается с глагола или отглагольного существительного. Цель определяется следующими словами: изготовить, разработать, создать, усовершенствовать, выполнить, научиться выполнять, сшить, нарисовать, вышить, освоить ремесло и т.п., например:
-
Изготовить оригами на День рождения мамы.
-
Разработать тренажёр для растяжки мышц ног.
-
Создать весеннюю икебану на 8 Марта.
-
Усовершенствовать защитную экипировку для занятий карате.
-
Научиться выполнять несложную композицию икебаны из сухих цветов.
-
Сшить куклу персонажа аниме;
-
Нарисовать эскизы для театральной постановки "Традиции японской поэзии";
-
Вышить кандзи (логотип стиля будо) на спортивной форме.
-
Освоить ремесло японской каллиграфии.
Задачи работы - это последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы обучающегося с начало до конца выполнения проекта. Чтобы определить задачи, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели проекта?». Обычно задачи творческого проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п. Например:
Разработать несложный технологический процесс создания аниме с применением простых инструментов и приспособлений.
Изготовить анимационный фильм согласно разработанной технической документации за ограниченное время.
- Сделать вывод по результатам работы.
Запись основных этапов работы дает возможность получить краткую информацию о порядке проведения проектной деятельности. Например:
-
Поиск литературы по данной теме.
-
Поиск информации в найденных печатных и электронных источниках.
-
Составление исторической справки.
-
Разработка конструкторской документации.
-
Разработка технологической документации.
-
Изготовление изделия.
-
Экономическая оценка.
-
Экологическая оценка.
-
Запись выводов и оценка полноты решения поставленных задач.
Теоретическая значимость раскрывает теоретическую сторону научной новизны проекта.
Практическая значимость показывает, насколько эффективным будет применение полученных в ходе проектной деятельности результатов в повседневной жизни.
Характеристика основных источников получения информации заключается в описании источников информации: официальных документов, учебных пособий, научно-популярной литературы, видеороликов, находящиеся в свободном доступе в Интернете.
На этом ВВЕДЕНИЕ заканчивается.
Следующая часть пояснительной записки - Историческая справка по проблеме проекта, которая рассказывает об историческом становлении объекта исследования.
За ней идет Основная часть, состоящая из следующих этапов
-
Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.
-
Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
-
Выбор материала, методов для проведения исследования.
-
Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).
-
Описание этапов проведения исследования.
-
Техника безопасности при выполнении работ(если это опыт).
В Заключении даются краткие выводы по результатам выполнения проекта, достижении цели, оценка полноты решения поставленных задач и самооценка проделанной работы.
После заключения располагается список литературы, использованной при выполнении проекта. Не рекомендуется включать в данный список источники информации, которые фактически не были Вами использованы. Сведения об источниках должны включать: фамилию, инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Фамилию автора указывают в именительном падеже. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже. Для статей указываются инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номер страницы. Официальные документы ставятся в начале списка литературы в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.). Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке. Рекомендуется располагать источники информации в каждом разделе по алфавиту.
Пример оформления:
Использованная литература
Государственные стандарты и сборники документов
1. Об утверждении профессионального стандарта подготовительного периода анимационного кино/ Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года №458н//Собрание законодательства РФ. - 2020.
Учебные пособия
2. Анимационное кино и видео: азбука анимации : учеб. пособие для вузов /Н. С. Куркова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт ; Кемерово : Изд-во КемГИК, 2019. — 234 с. — (Серия : Университеты России)
Электронные ресурсы
3. Клуб аниматоров. 10 лучших книг по анимации. Web: https://animationclub.ru/blogs/4024/2750/10.
Завершают работу Приложения, представляющие собой вынесенные из текста материалы, способные перегрузить пояснительную записку. В Приложения выносятся:
-
вопросы анкетирования;
-
вопросы и варианты ответов теста;
-
составленные рекомендации, памятки;
-
собственные стихотворения;
-
таблицы;
-
графики и диаграммы;
-
дополнительные расчеты;
-
рисунки и фотографии;
-
иллюстрации этапов опыта;
-
распечатки расчетов с ЭВМ.
В правом верхнем углу страницы пишется – «Приложение 1» и его название. В тексте обязательно делается ссылка на Приложения (см. Приложение 1). Допускается оформлять приложения и на листах формата А4, А3, А2, А1 и др.
Общий объем пояснительной записки – 10-15 страниц текста без учета приложений. Количество приложений не регламентируется. Если в ходе проекта изготавливался материальный продукт, то обязательно разрабатывается инструкция по технике безопасности для каждого вида работ и каждого инструмента, использовавшегося обучающимся.
Примером выполнения и оформления творческого проекта может служить призёр городского конкурса проектов школьников "Античные механизмы". Судейская коллегия посчитала, что для победы в конкурсе проекту не достаёт рекламы и расчета окупаемости продукта.