Наиболее древняя традиция создания композиций из цветов называется Татебана. Этот самый старинный вид икебаны считается основополагающим, именно к нему обращаются многие любители икебаны, чтобы понять душу этого прекрасного японского искусства. Главным принципом создания композиции является прямостоящее вертикальное положение цветов в вазе. Икебана основывается на трёх, пяти, семи и даже девяти основополагающих элементах композиции. Главное, чтобы их количество всегда было нечётным. Суть икебаны состоит в приверженности одному из основных постулатов буддизма – эфемерности и недолговечности красоты.
В Японии стиль Татебана почитают выше остальных. В прошлом, тесно связанная с религией, икебана стала мирским самостоятельным искусством, приносящим людям эстетическое наслаждение от любования красотой причудливых композиций. С годами Татебана стала принимать всё более свободные формы, преобразившись в Рикка.
Первой школой развития икебаны, популярной в наши дни, следует считать Икэнобо. Она основана в середине XV века священнослужителем Икэнобо Сэнкэем буддийского храма Роккаку-до в городе Киото. Символизм буддизма и синтоизма до сих пор играет огромную роль в формировании композиций, несмотря на изменения, привнесённые временем. До сих пор мастера культивируют древние стили Рикка и Сёка.
Стиль икебаны Рикка первоначально предназначался для больших помещений: буддистских и синтоистских храмов, богатых самурайских домов. Пышность композиции подчеркивала роскошь помещений, благородство и богатство хозяев. В виду того, что создание композиции является трудоемким долгим процессом, им занимались только мастера высокого класса, получившие секреты мастерства по наследству и посвятившие всю жизнь школе Рикка. В настоящее время насчитывается до трёх десятков стилей рикка, плюс многочисленные вариации. Традиционная Рикка делится на две категории, с прямостоящей и наклонной верхней частью.
Стиль Сёка развился из Рикки в начале XVIII века, когда помпезность начала терять актуальность, и время потребовало либерализации аранжировки. Появилась возможность более свободного выражения замысла художника. В композиции включались новые виды растений и создавались менее пышные, но более понятные и доступные формы.
В школе Икенобо, кроме традиционных, практикуют новые, ставшие популярными стили Нагеирэ и Морибана, характеризующиеся более свободными художественными подходами. Мастера школы применяют авангардистские приёмы, используя нетрадиционные материалы различного происхождения. Последователями Икенобо считают себя порядка трёх миллионов жителей Земли.
В конце XIX века японское общество переживало крупные перемены. Произошли значительные изменения в японской экономике. Пришло время нового в искусстве и культуре. Открыватель второй классической школы икебаны Унсин Охара был в числе новаторов, положивших начало новому этапу в развитии искусства составления цветочных композиций. Традиции отходили в сторону, уступая место современным тенденциям. Яркие краски новых цветов, семена которых привозили со всего света, заменили скромные японские растения, не удовлетворяющие творческие стремления молодого поколения.
В ходе экспериментов Охара стал использовать неглубокие широкие сосуды, в которых размещал растения с короткими стеблями. Отсюда и произошло название стиля Морибана – цветы, нагроможденные в плошках. В 1912 году Унсин Охара организовал в Осаке выставку композиций в стиле Морибана, благодаря которой стал известен не только в Японии, но и во всем мире. В настоящее время школа Охара насчитывает до 130 тысяч преподавателей и более миллиона учеников.
Согецу – самая молодая из трёх основных школ икебаны. Она была учреждена Софу Тэсигахара в мае 1926 года. По его мнению, икебане следовало отражать изменения уклада общественной жизни, более свободно выражая творческие замыслы мастера. Первая персональная выставка, проведенная в Токио в возрасте 26 лет, показала всем, что Софу был прав. Горячо воспринятый людьми авангардистский взгляд на цветочные композиции обрёл огромную популярность.
Впервые в истории икебаны в композициях школы Согецу начали использовать нехарактерные для традиционной икебаны предметы: камни, пластик, бумагу, железо, проволоку и перья. До сих пор основным принципом творчества школы Согецу остается убеждение, что искусство икебаны должно находиться в постоянном развитии, при соблюдении творческой добросовестности. Наибольшее количество людей, считающих себя последователями школы Согецу проживают вне Японии.