Исторические хроники говорят, что японская поэзия сформировалась в VIII веке. Антология «Собрание мириад листьев» ("Манъесю") включает в себя баллады, оды, стихотворения, элегии, а также произведения социальной тематики, пейзажной и любовной лирики, написанные с 600 по 759 год н.э. «Собрание старых и новых песен Ямато» («Кокинвакасю») принадлежит к общепризнанным шедеврам японской классики эпохи Хэйан (794-1192). Начиная с XII века, окончательно оформляются основные жанры традиционной японской поэзии, известные в настоящее время: вака, нагаута, рэнга, сэдока, танка, хокку.
Вака – японская песня. Общее название японской поэзии в VIII – X веках. Включала в себя нагаута, танка и сэдока.
Нагаута – баллада, длинная песня, состоящая из нескольких десятков, а иногда и сотен танка или сэдока, связанных общим смыслом. Известна с VIII века.
Танка – короткое лирическое стихотворение (короткая песня - мидзикаута), возникшее как жанр в VIII веке. Популярно в Японии и во всём мире. Считается достоянием японской культуры.
Сэдока состоит из шести строк. Первая часть стихотворения задает вопрос, вторая отвечает на него.
Хокку (хайку) появилось в XIII веке в среде простого народа. Изначально являлось первой строфой танка.
Рэнга – жанр японской поэзии, получивший популярность в XV веке. Изначально являлась продуктом коллективного творчества поэтов. Один писал хокку, второй заканчивал танка, остальные продолжали цепь стихов, похожую на нагаута, но имеющую аморфную тематическую или ассоциативную связь.
Середина и конец XIX века как время реформ в Японии заставили учитывать совокупность классических традиций образности и стихотворных форм, пришедших из Европы, в формировании поэзии новой эпохи. XX век – время экспериментов, благодаря которым поэзия XIX века представлена многообразием школ, стилей и форм, работающих в широком спектре политических, социальных и нравственных проблем современного общества.