Проектная деятельность подразумевает создание определённого продукта, услуги или получение результата, которые в рамках образовательной организации будет зависеть от возможностей обучающихся, родителей и педагогов. В настоящее время многие не имеют необходимых знаний о классификации проектов, поэтому ограничивают себя наиболее популярными видами деятельности. Расположенная ниже схема подробно описывает основные виды проектов.
По продолжительности времени проекты делят на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Краткосрочные проекты довольно часто представляют собой этап урока по закреплению нового или повторению пройденного материала. Кроме того они могут быть частью домашнего задания. Время их выполнения от нескольких минут до нескольких дней. Среднесрочные проекты требуют большего сложения времени и сил. Они реализуются в течение нескольких недель и часто входят в программу подведения итогов образовательной деятельности. Отчёты по данным проектам готовят к концу четверти, полугодия или учебного года. Работа же над долгосрочными проектами, требующими вложения сил и средств, может длиться в течение нескольких месяцев, а иногда и лет.
Продуктом проектной деятельности может быть как материальный, так и информационный объект. Довольно часто эти два вида используемых дидактических средств объединяются. В настоящее время при защите проектов их авторы наиболее часто предоставляют как информационные (чаще всего в виде презентации), так и классические (материальные) результаты своей деятельности.
Наибольшие споры вызывает классификация по способу преобладающей деятельности. В сознании большинства сложилось стереотипное мнение о существовании только двух видов проектной деятельности: исследовательских работ и творческих проектов. В реальности их значительно больше. Наиболее распространенными являются: исследовательский, познавательный, творческий, игровой и прикладной.
Исследовательский проект или исследовательская работа - это вид проектной деятельности, опирающийся на исследования и эксперименты и имеющий цель проверить состоятельности выдвинутых научных гипотез. В ходе работы над проектом обучающиеся расширяют имеющиеся и получают новые знания о закономерностях окружающего мира. Среди большинства педагогов исследовательская работа очень популярна благодаря схожести с контрольными, курсовыми и дипломными работами, которые они писали во время обучения в профессиональных учебных заведениях.
С первого взгляда познавательный и исследовательский проект очень похожи, но цель познавательной работы - дать описание объекта окружающего мира для раскрытия его особенностей без проведения исследования его свойств. Вся информация собирается из доступных источников, систематизируется и выдается в виде продукта, услуги или результата. Познавательные проекты характерны для дошкольного и начального школьного образования. Довольно часто в этой возрастной группе выполняются познавательно-исследовательские работы
Творческие проекты - второй вид наиболее распространённых видов проектной деятельности, итогом которого становится материальные объект, созданный руками обучающихся под руководством педагога. Если познавательный проект готовит обучающихся к работе в области научно-популярной, а исследовательский - в научно-исследовательской деятельности, то творческий проект, наиболее часто, имитирует производственный процесс, начиная с идеи, через сознание конструкторской и технологической документации к претворению замысла в жизнь и его последующую реализацию через торговую сеть. Творческие проекты базируются на общем направлении деятельности без чёткого обозначения продукта и не имеют подробно описанной структуры. Обучающимся предлагаются широкие возможности для раскрытия творческого потенциала.
Игровые (ролевые) проекты предусматривают имитацию социальных или деловых взаимоотношений литературных или вымышленных персонажей, обусловленных характером и содержанием условий проектной деятельности. Особенностью игровых проектов является непостоянство структуры и неясность конечного результата. Творческие и игровые проекты стали основой дошкольного образования. Они дают оптимальный результат в социализации воспитанников. В школе они уступают место другим видам проектной деятельности переходя в область дополнительного образования.
Прикладной (практико-ориентированный) проект часто называют творческим, забывая, что творческий проект не имеет четких параметров конечного результата. Продукт, услуга или результат прикладного проекта всесторонне оговариваются. Они обязательно ориентированы на социальные интересы авторов проекта.
В зависимости от количества участников проекты делятся на индивидуальные, парные и групповые. Исследовательские, познавательные и прикладные проекты в большей степени можно отнести к индивидуальным и парным. А вот игровые требуют большого числа участников, поэтому их относят к групповым.
По уровню интеграции проекты делят на предметные и межпредметные. Предметные проекты чаще всего выполняются в рамках урочной деятельности. Они расширяют знания, умения и навыки обучающихся в рамках конкретного предмета. Однако большинство проектов направлены на изучение особенностей окружающего мира, находящихся на стыке наук.
Для определения уровня учеников в рамках проектной деятельности проводятся конкурсы исследовательских работ школьников и проектов школьников, в ходе которых участники проходят школьный, муниципальный, региональный и всероссийский этапы.
Не стоит считать представленную на нашем сайте версию единственно верной.
Вы сами можете изучить, проанализировать виды проектов и на основании полученных данных составить собственную классификацию. Это будет Ваш замечательный проект, который более подробно раскроет новые возможности проектной деятельности.