ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) была разработана советским ученым, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером (творческий псевдоним Генрих Альтов). Предназначавшаяся для решения технических и инженерных задач данная теория расширила свои границы применения на все отрасли экономики, в том числе и на педагогику. Еще одной теорией Г.С. Альтшуллера является ТРТЛ (теория развития творческой личности), разработанная совместно с Игорем Михайловичем Верткиным. Включает в себя комплекс практических для воспитания креативной личности. Изучаемые на уроках технологии, основы ТРИЗ раскрывают широкие возможности для создания учебного проекта.
Основой ТРИЗ является выход из ситуации, при которой улучшение одной характеристики объекта приводит к ухудшению другой. Например, замена керамического сосуда на пластиковый при создании икебаны уменьшает стоимость композиции. При этом уменьшается устойчивость конструкции, что ведет к ограничению длины побегов и нарушению пропорций. Подобная ситуация называется техническим противоречием.
Анализ больших массивов патентной информации показал, что для устранения наиболее часто встречающихся технических противоречий имеется 40 приемов, дающих эффективные решения. Для их применения необходимо:
- сформулировать изобретательскую задачу;
- определить к какому виду противоречий она относится;
- сформулировать идеальный конечный результат;
- определить ресурсы, которые будут использованы для решения данной задачи.
Например, при создании икебаны можно использовать нижеследующие приемы.
1. Принцип асимметрии, включающий в себя два пункта.
1.1. Перейти от симметричной формы объекта к асимметричной.
1.2. Если объект асимметричен, увеличить степень асимметрии.
Асимметрия изначально заложена в закономерности создания икебаны, поэтому отход от привычных нашему глазу симметричных букетов к асимметричным композициям японского прикладного творчества хорошо вписывается в рамки данного принципа.
2. Принцип «заранее подложенной подушки» призван компенсировать невысокую надежность объекта заранее подготовленными аварийными средствами.
Увеличение степени асимметрии и снижение массы сосуда ведёт к снижению устойчивости. Значит, необходимо ввести в композицию элемент, выполняющий не только декоративную, но и практическую роль. Это может быть срез ствола дерева большой площади в качестве опоры, к которому вы крепите сосуд, или замена легкой сухой ветки дерева на тяжёлую металлическую конструкцию, обеспечивающую большую массу, а значит и большую устойчивость. Существует третий способ увеличения устойчивости: часть конструкции (ветка дерева, лист монстеры, металлический стержень и т.п.) должна опираться на поверхность стола во избежание выхода центра тяжести за точки опоры.
3. Принцип дешевой недолговечности взамен долговечности заключается в замене дорогого объекта одним или несколькими дешевыми, поступившись некоторыми качествами.
Погоня за аутентичностью икебаны ведет к значительному увеличению стоимости конечного продукта, значит стоит внимательно изучить имеющиеся в Вашем распоряжении материалы и использовать их, соблюдая необходимые правила и закономерности. Во-первых, вместе с растительным миром изменяется и икебана. Природа Японии не менее многообразна, чем наша. Климат и растительный мир тропической Окинавы значительно отличается от климата и растительного мира снежного Хоккайдо. Во-вторых, не стоит забывать о сезонности композиций. В-третьих, до прихода в Японию европейских декоративных растений мастера использовали элементы их горных, лесных и луговых собратьев, создавая шедевры.
Одна из задач Вашего учебного проекта показать красоту Родной природы. Применение привычных глазу растений подчеркнёт Вашу любовь к Родному краю и раскроет Ваш творческий потенциал. В том случае, если муза покинула Вас, и ничего не приходит в голову, следует обратиться к научным методам поиска оптимального решения. В Вашем распоряжении мозговой штурм и синектика.
Мозговой штурм заключается в активном обсуждении вопроса несколькими участниками, которые предлагают различные решения, в т.ч. и фантастические. Важным является условие отсутствия критики. Принимайте все версии. После того как все версии высказаны и записаны применяется метод аналогий или синектика. Здесь критика становится основным инструментом для сравнения и нахождения сходства между найденными при мозговом штурме объектами.
Например, Вы выбрали в качестве продукта учебного проекта модульное оригами. В результате мозгового штурма получили следующий набор слов: ёлка, кошка, космический корабль, сова, автомобиль, носорог, птица, шар, тюльпан, из картона, из бумаги, из фольги, из полиэтилена, из носка, из шерсти, из железа, из пластика, склеить, скрутить, связать, сшить, сложить, смять. Далее, используя критический подход синектики, Вы выбираете фантастический космический корабль, изготавливаемый из разноцветной бумаги и алюминиевой фольги. Окончательная сборка классическая – без применения соединительных материалов.
Для решения других задач можно применить морфологический анализ, метод фокальных объектов или метод Робинзона Крузо. Морфологический анализ заключается в поиске решения поставленной задачи через сочетание решений её отдельных частей. В методе фокальных объектов к изучаемому объекту примеряются свойства других, никак не связанных с ним объектов. Метод Робинзона Крузо - это поиск максимально разнообразных способов применения предмета.