Аниме (японская анимация) берёт своё начало в первой половине 60-х годов XX столетия. Осаму Тэдзука – «бог» и основатель современной японской манги считается основоположником этого вида искусства. Его работы в области анимации стали отправной точкой для плеяды последователей, заложивших основы современных аниме-фильмов и сериалов. К вершине мастерства принято относить работы режиссёра Хаяо Миядзаки. В его неподражаемых работах раскрывается масштабные, многообразные, разноцветные, красивые миры. Странные существа и милые герои решают повседневные проблемы. Фантастические механизмы выполняют обычную работу. Всё это объединяют в единое целое красивейшие пейзажи, созданные самим режисёром, и неземная музыка Джо Хисаиси.
Особенностью аниме является узкая направленность каждого фильма или сериала на конкретную аудиторию. Пол, возраст, социальное положение и психологический тип зрителя становятся наиболее частыми критериями для определения направления работы анимационных студий. Наиболее популярными жанрами являются:
Кодомо — аниме с простым веселым сюжетом для дошкольного и младшего школьного возраста без жестокости и насилия.
Сёнэн — аниме про дружбу и приключения с элементами драк, созданное для юношей подросткового возраста.
Сёдзё — нежное романтичное аниме про первую любовь и дружбу для девушек.
Сэйнэн — серьёзное аниме с глубоко проработанным сюжетом с элементами жестокости и черного юмора для молодых и взрослых мужчин.
Дзёсэй — драматическое аниме с глубокими психологическими переживаниями для женщин.
Наиболее популярными форматами служат телесериалы, позволяющие более подробно раскрыть сюжет и характеры персонажей, и OVA, используемые студиями для проверки потенциальной аудитории сериала. Каждая серия строится по нижеуказанной схеме.
ВСТУПЛЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (ОПЕНИНГ)
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
ИНТЕРМЕДИЯ
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
ФИНАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (ЭНДИНГ)
КАДРЫ ИЗ СЛЕДУЮЩЕЙ СЕРИИ
Вступление - короткая завязка сюжета, необходимая для повышения интереса зрителя к дальнейшему просмотру, миниреклама, распаляющая чувства. Начальная заставка (опенинг) представляет главных анимационных героев и создателей фильма ввиде музыкального клипа. В большинстве анимационных фильмов между первой и второй частями серии стоит интермедия - короткая, чаще всего комедийная, сцена, призванная показать перелом в сюжетной линии произведения. Финальная заставка (эндинг) включает в себя более подробные титры и выводит зрителя из высокоэмоционального состояния, характерного для просмотра фильмов. Некоторые аниме не имеют вступления и начинаются с опенинга, в других после опенинга несколько минут уделяется краткому содержанию предыдущей серии, в третьих имеется двух-трёх секундная заставка, являющаяся началом и концом рекламной паузы.
Стоит сказать несколько слов о полнометражных анимационных фильмах. В каждом из них раскрывается очередной мир с его радостями и горестями, сильными героями и хитрыми врагами, великими достижениями и яркими чувствами. Перед глазами проходит насыщенная жизнь персонажей, способная перевернуть внутренний мир зрителя, ведь за полтора часа раскрывается то, что не всегда умещается в многосерийном аниме.
Во время перерыва в учебе или работе можно посмотреть короткометражки. Короткометражный фильм длится от 15 секунд до 45 минут, но обычное время просмотра данного формата находится в пределах от 10 до 25 минут. Здесь нет бесконечных погонь и масштабных сражений, затяжных монологов и философских споров. Есть увлекательная история сжатая тисками времени.
Большая часть анимационной продукции выпускается для зрителей детского возраста, но за рубежами Японии наибольшую популярность получили работы для подростковой и взрослой аудитории.